Важные отличия между группами и командами

Термины «команда» и «группа» часто используют как взаимозаменяемые понятия. Однако, между ними все-таки существует разница.

 

В команду, как правило, входит от 3-х до 25 человек, которые:

  • работают над выполнением общих задач;
  • работают совместно;
  • имеют общее руководство;
  • совместно несут ответственность за результат своей деятельности;
  • видят себя частью команды с общими целями и судьбой.

Такое описание команды отличается от общепринятого по 3-м параметрам. Во-первых, в соответствии с данным описанием, 2 человека не являются командой. Динамика отношений между двумя людьми гораздо проще, чем между бОльшим количеством людей. Во-вторых, данное определение предполагает, что люди используют одну «ментальную модель» команды, к которой они принадлежат. Другими словами, они идентифицируют себя как участники определенного сообщества и их восприятие событий идентично. И, в-третьих, команды обычно относительно небольшие – не более 25 человек. БОльшие группы могут называть себя командами (как, например, профессиональные футбольные клубы), однако, в действительности, они представляют собой группы, состоящие из различных, так называемых, под-команд (нападение, защита и т.д.). Наглядными примерами команд являются экипажи самолетов, пожарные команды, военные подразделения, команды по разработке новой продукции, рабочие одной смены на производстве, персонал ресторанов быстрого питания, команды по НИОКР и т.д. Каждый человек из выше перечисленных сообществ разделяет общие цели команды, зависит от других членов команды, они имеют общее руководство и судьбу и, что наиболее важно, отождествляют себя со своими командами.

 

Группы - это объединения людей, которые не соответствуют вышеперечисленному описанию   в такой же степени как команды. Региональная команда по продаже страховых полисов и других финансовых услуг местному населению является прототипом группы. В этой, так называемой команде, каждый торговый представитель имеет индивидуальные цели по доходу и прибыльности с определенной географической территории. Способность отдельно взятого человека достигать поставленные цели не зависит от деятельности других торговых представителей. Напротив, она полностью зависит от его личной активности. Хотя каждый отдельный человек вносит свой вклад в общие достижения, в целом результат региона не является суммой усилий каждого торгового представителя. Если руководитель регионального отделения хочет увеличить доход, он/она может нанять больше представителей, расширить территорию деятельности, поднять цены, изменить ассортимент. Требование к представителям работать в более тесном контакте друг с другом будет иметь минимальное, если не сказать, нулевое влияние на финансовые показатели региона.

 

Однако неверно думать, что в управлении группами руководитель играет пассивную роль. На самом деле это не так. Руководитель должен быть уверен, что члены группы работают с одинаковыми посылами в отношении покупателей и конкурентов, обладают нужными умениями, остаются мотивированными, обмениваются информацией, имеют достаточные ресурсы, достигают свои индивидуальные цели, оперативно решают спорные вопросы.

 

Описанные требования к руководителю группы отличаются от требований, например, к главному хирургу кардиологической команды. Помимо вышеупомянутых требований, главный хирург должен также удостовериться в том, что другие хирурги, анестезиологи, медсестры и ассистенты разделяют общие цели, взаимодействуют друг с другом, следуют единому рабочему процессу, делегируют друг другу полномочия в соответствии с процессом, идентифицируют себя как часть команды, когда производят стенирование и устанавливают пациенту кардиостимулятор. Таким образом, можно сделать вывод, что требования к руководителям команд более обширны (и, соответственно, более сложны для овладения), нежели требования к руководителям групп.

 

Гордон Курфи

Корпорация Курфи Консалтинг
Блоггер и автор «модели ракеты»
26-28 января 2017/

1-3 декабря 2016/

29 сентября - 1 октября 2016/

Сергеева Светлана

HR-менеджер, AstraZeneca UK Ltd. In Ukraine Сочетание в коучинге формата общения и позитум-подхода являются для меня очень важными и адекватными задаче формирования саморазвивающегося клиента. Особенно полезными были практика, супервизия, поддерживающий тренер. Это полностью соотвествовало моим ожиданиям.